
Суть профилактики воинской преступности в культурно-воспитательной, идеологичес
Поскольку гармонизация взаимодействия клиентов военно-социальной работы с социальной военной средой, с конкретным воинским социумом предполагает достаточно высокий уровень организации такой работы, то и ее организаторами должны быть профессионально подготовленные специалисты-военнослужащие, в полной мере отвечающие требованиям профессионально-этического стандарта применительно к данной категории работников. Ликвидация же органов, проводящих эту работу на самом низком войсковом уровне - по месту жительства военнослужащих (в военных городках гарнизонов, воинских частей, полигонов, баз), - недопустима.
Под большим вопросом сегодня перспективы деятельности соответствующих факультетов и кафедр научно-исследовательских организаций, занимающихся научным обоснованием проблем гуманитарного профиля, что, безусловно, не способствует повышению научной обоснованности принимаемых в этой сфере решений. В 2008Pг. прекращен набор курсантов в ведущий военный вуз гуманитарного профиля - Военный университет Минобороны РФ - на факультеты: военно-социальной работы (готовящего, в частности, специалистов по социальной работе и профилактике правонарушений), военно-психологический, культуры и журналистики.
Сущность социальной работы в воинской среде - профилактическая деятельность, предупреждающая появление социальных проблем (и, как следствие, девиантного поведения) либо способствующая их позитивному разрешению. В связи с этим совершенно необъяснимы начавшиеся в 2008Pг. в рамках реформирования армии процессы "реорганизации" органов военно-социальной работы, сведенные в итоге к резкому уменьшению штатной численности офицеров-воспитателей, в том числе повсеместной ликвидации воинских должностей офицеров по социальной работе (в структуре органов воспитательной работы).
Низкая эффективность деятельности государства по реализации социального законодательства в воинской среде (немаловажный криминогенный фактор) объясняется отсутствием механизма, без которого законодательство остается лишь "декларацией о намерениях".
Профилактику преступности в социальной сфере нужно осуществлять на теоретико-методологическом (изучение воздействия социальной ситуации в стране на Вооруженные силы; учет возможного влияния социального самочувствия военнослужащих как криминогенного фактора, целеполагание в развитии социальной сферы жизни Вооруженных сил); концептуально-политическом (выработка социальной политики в отношении Вооруженных сил, совокупность приоритетов в развитии социальной сферы, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем военнослужащих); общественно-гражданском (участие в формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных сил негосударственных общественных объединений (партий, социальных движений и групп и т.п.) и коммерческих структур); нормативно-правовом (обеспечение законодательного закрепления и реализации системы социальных гарантий, обеспечивающих достойные условия жизни); военно-практическом (развитие механизма реализации социальной политики и социально-правовой защиты военнослужащих) уровнях.
В социальной сфере в качестве мер, способных минимизировать факторы, порождающие преступность в сфере незаконного оборота предметов вооружений в войсках, необходимо изменить существующий и закрепленный в законодательном порядке социальный статус военнослужащих; расширить использование потенциала социальной политики, в первую очередь государственной и ведомственной, в отношении них.
Складывающаяся в стране ситуация с преступностью в воинских формированиях требует разработки и реализации ряда радикальных мер, прежде всего в социальной, культурно-воспитательной, идеологической, информационной, организационно-управленческой, правовой сферах, а также в сфере финансового обеспечения военнослужащих.
Основные цели и задачи общей профилактики - анализ явлений, негативных социальных факторов, способствующих совершению военнослужащими преступлений, и их устранение (нейтрализация)*(4).
Общие профилактические меры предупреждения преступности в войсках должны быть направлены на устранение, нейтрализацию либо минимизацию факторов, порождающих воинскую преступность и состоять в устранении общесоциальных причин, порождающих преступность, с одновременным доведением до военнослужащих информации о неблагоприятных последствиях (наказуемости) противоправного поведения. Субъектами выступают не только органы военного управления и военной юстиции, но и все государственные и общественные институты в целом.
Решающими мерами профилактики преступности являются меры социальной превенции, т.е. проводимые государством социально-экономические и политические преобразования, связанные с реализацией принципа социальной справедливости, а также системность криминолого-профилактического законодательства. Среди криминологов широко известен тезис о том, что лучшая уголовная политика - это политика социальная.
Конечно, определенных успехов в борьбе с преступностью можно достичь, применяя жесткие уголовно-правовые и пенитенциарные меры. Однако, как показывает исторический и мировой опыт, если первичный успех не закрепить системой иных мер воздействия, показатели преступности вновь вырастут. Более того, под воздействием исключительно жестких мер возможна мутация криминального феномена, порождающая, как правило, наиболее изощренные и уродливые формы преступности*(3). Следовательно, добиться каких-либо значимых результатов в борьбе с преступностью одними только мерами уголовно-правового принуждения невозможно.
Результатом данного заседания стало принятое коллегиями постановление, в котором определены меры по поддержанию правопорядка и предупреждению правонарушений, негативных тенденций среди офицерского состава ВС РФ. В основном меры спланированы в сфере дисциплинарного и уголовно-правового принуждения. Так, решено возобновить практику выездов представителей командования и военных прокуроров в наиболее неблагополучные по состоянию дисциплины объединения, соединения и воинские части.
8 июля 2009Pг. на совместном заседании коллегий Минобороны РФ и Главной военной прокуратуры РФ Главный военный прокурор С.PФридинский сделал заявление о том, что "масштабы офицерской преступности в войсках превысили всякие разумные пределы и достигли наивысшего показателя за последние десять лет… Совершенно очевидно, что любые благие намерения по формированию нового облика Вооруженных сил так и останутся намерениями, если в ближайшее время мы не сможем преодолеть нарастание этой негативной тенденции"*(2). Приведенные на заседании статистические данные показали, что безудержный рост преступности в воинских формированиях (прежде всего, среди офицеров) характерен для всех воинских формирований, однако наибольшую тревогу положение дел с преступностью вызывает в Вооруженных силах. В 2008Pг. по сравнению с 2007Pг. количество преступлений, совершенных офицерами, возросло более чем на треть. Ими совершено каждое четвертое преступление. За последние пять лет к уголовной ответственности привлечены 20 генералов и адмиралов (почти в семь раз больше, чем ранее), признаны виновными и осуждены 1611 офицеров, в том числе 160 в ранге командиров воинских частей.
Лучше предупреждать преступления, чем карать за них
Дается краткий анализ современного состояния преступности в воинских формированиях и способов ее профилактики. Решающим способом предупреждения воинской преступности автор считает изменения в социальных условиях существования военнослужащих. Статья очерчивает проблемы общесоциального предупреждения уголовного поведения среди военнослужащих, предлагая пути совершенствования законодательства о них.
Проблемы предупреждения воинской преступности
Устав воинский, глава 9, 1716 г.
дабы войско не токмо благовремянно во всех потребностях удовольствовать, но дабы оное, елико возможно, достаточно было (и чтоб все войска охотны к службе были) и причины в плохой службе не имели.
Проблемы предупреждения воинской преступности | Oбозник.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий