
В конкретном случае с Филиппом IV Французским можно довольно точно реконструировать этот процесс. Годовой бюджет 1296 года, рухнувшийся в День всех святых, показал, что Ф
Обесценивание денег — это уменьшение содержания драгоценного металла в монете. Это позволяет тому, кто выпускает деньги в обращение, изготовить больше монет из драгоценного металла. Следовательно, можно заплатить дороже — в расчете на одну марку или один фунт за драгоценный металл, принесенный на монетный двор, включая старые монеты, которые уже находятся в обращении. Вот почему подданным, имевшим драгоценные металлы или старые деньги, могло показаться выгодным принести их на монетный двор для перечеканки. Конечно, эта иллюзия была непродолжительной, и вскоре наступила инфляция. Подобное обесценивание денег катастрофа для тех, кто живет на фиксированный доход, например для землевладельцев с их долгосрочной рентой. Но преимущество понижения стоимости денег состоит в том, что поначалу оно не заметно. Инфляция, являющаяся его следствием, — это на самом деле «скрытый налог», который вовсе и не кажется налогом. В отличие от обесценивающихся денег демередж — при правильном применении его не меняет СТОИМОСТИ денежной единицы. Однако серьезный недостаток демереджа состоит в том, что его легко идентифицировать с налогом.
Обесценивание денег против демереджа
Филипп IV выбрал более легкий путь и произвел широкомасштабное снижение стоимости денег.
Понижение стоимости валюты это отличный от демереджа способ делать деньги из их выпуска в обращение. Это, безусловно, был не новый способ; к нему ранее прибегали шумеры, китайцы и римляне. Поскольку снижение стоимости денег не так заметно, как взимание налогов, ему труднее сопротивляться. Но снижение стоимости денег предполагает инфляцию, то есть падение стоимости самих денег, а демередж нет.
Однако благополучный монетарный период завершился во Франции, когда король Филипп IV прибег к обесцениванию денег вместо демереджа с целью безотлагательного удовлетворения своих потребностей.
Заметим также, что королевская чеканка вошла в обиход задолго до этого, но она никогда не была монополией, а теперь это становилось обычным явлением. В период центрального Средневековья крестьяне редко видели «дальние деньги» (сарацинское или итальянское золото, королевские монеты, которые можно было обменивать на предметы роскоши на международных торговых ярмарках) или вообще никогда ими не пользовались. Денежная система, основанная на демередже, была предназначена для местного обмена на какие-либо товары, в то время как золотые или серебряные монеты высокой стоимости обычно использовали для сбережений или тратили на торговлю с дальними странами. Поэтому все средневековые клады сокровищ обычно содержали исключительно или преимущественно золотые и серебряные монеты высокой стоимости, которые не были связаны с демереджем.
К концу XIII века Французское королевство так расширилось территориально, что стало непрактично отменять деньги. Отметим, что здесь обнаруживается механическая связь между укреплением централизованной власти Ян и исчезновением денежной системы Инь. Чем сильнее король, чем крупнее королевство, тем менее практичным становится сохранение системы демереджа. Одновременно возрастает политическая необходимость в подавлении женщин. Чем сильнее патриархальный импульс, тем более необходимо дать почувствовать мужчине, что он «король в собственном доме».
Централизованная власть
Процедура перечеканки дольше сохранялась в Германии и Восточной Европе. Но даже там к XIV веку стали происходить злоупотребления на этой почве. Архиепископ Викманн из Магдебурга дважды в год отменял деньги в своем поместье. Вскоре начались крайности. Например, герцог Саксонский Иоганн II перечеканивал деньги 86 раз за период своего восемнадцатилетнего правления с 1350 по 1368 годы. Один из правителей Польши менял монеты четыре раза в год!
Неудивительно, что некоторые сеньоры с жадностью накинулись на деньги от дохода, извлекаемого из перечеканки. Один из первых примеров такой чрезмерной жадности имел место в Англии, когда Гарольд I перечеканил монеты в 1038 году, всего через три года после того, как это сделал Кнут, а Гартакнут повторил это в 1040-м, двумя годами позже. И дворянство, и население в целом отреагировали на происходящее таким образом, что английские короли были вынуждены притормозить этот процесс и соблюдать более разумные интервалы для перечеканки.
Злоупотребление системой демереджа
Сегодня мы завершим чтение фрагмента книги Бернара Лиэтра «Душа денег», посвященного истории иньских денег в средневековой Европе. Далее автор будет прослеживать историю этих денег древнем Египте в котексте культа Изиды, но мы опустим этот фрагмент, чтобы не перепечатывать всю книгу. В дальнейшем мы еще вернемся к выкладкам Лиэтара, прочтем несколько отрывков, посвященных современному состоянию архетипа Великой Матери и перспективам иньских денег. А сегодня Лиэтар объяснит, почему все-таки на рубеже 13 14 веков наступил экономический упадок, и рухнула система демеранжа. Интересные объяснения, но симптоматично, что автор ни слова не говорит о том, что в этот период произошла очень и очень интересная для исследователей Осьминога вещь: был разгромлен орден Тамплиеров, «финанситстов от бога», как его называли. Читая текст Лиэтара будем иметь в виду две переломные даты: 1291 год падение Акры, последнего оплота Тамплиеров в Святой Земле, и 1307 год «тамплиерский погром» во Франции и начало процесса над Орденом. О том, какое отношение это имеет к истории денег мы еще поговорим, а пока советую почитать два текста, опубликованные на Осьминоге ( и ). А Лиэтар пишет:
Продолжение. Начало темы , начало текста Лиэтара — , предыдущее .
Август 20th, 2009 АВТОР:
Постпостав. Кризис как революция. Архетипика денег (9) » ОСЬМИНОГ. Блог-книга на PEREMENY.RU
Комментариев нет:
Отправить комментарий