
Павильон Катальной горки расположен у северной границы Верхнего парка. Это высокое тридцатитрехметровое трехэтажное каменное здание. Оно увенчано куполом в форме колокола, покоящегося на деревянном барабане, украшенном резными гирляндами. С трех сторон к основному цилиндрическому объему здания симметрично примыкают прямоугольные выступы с плоской крышей. На подиуме установлена колоннада тосканского ордера, связанная балюстрадой. Она образует открытую галерею, которая окружает павильон. Колоннада второго этажа поддерживает балкон-террасу третьего этажа, самого высокого и парадного. Балкон-терраса, с южной стороны которой спускалась некогда катальная деревянная гора, ограждена также балюстрадой с вазами. Фасады третьего этажа расчленены пилястрами коринфского ордера. На стыках центрального сферического объема с прямоугольными выступами поставлено шесть колонн. Они смягчают грань при переходе одного объема к другому. и третий этаж павильона, и возвышающийся над ним барабан тоже окружены балюстрадами с декоративными вазами. Между выступами с восточной стороны павильона на высоту цоколя поднимается красиво расположенная полукругом наружная лестница с двумя всходами. Когда-то такая же лестница была и с западной стороны.
К середине XIX в. колоннады Катальной горки представляли собой живописные развалины. В архитектурное оформление колоннад входило 160 пилонов и 772 колонны, поэтому легко себе представить это поистине гигантское сооружение, сравнимое по масштабам с памятниками античности. В статье, подписанной псевдонимом «Ораниенбаумский старожил», в журнале «Иллюстрация» 1847 года говорится, что пространство между колоннадами, «по которому проходил скат, поросло мелким кустарником и... робкие зайцы избрали это место своим прибежищем». До наших дней не дошли ни колоннады, ни волнистые скаты, ни их руины. Сохранился лишь один павильон Катальной горки, но и он является замечательным памятником творчества Ринальди.
В 1818 г. император Александр I отпустил 50 тысяч рублей на перестройку павильона Катальной горки. Реконструкция должна была проводиться по проекту архитектора В. П. Стасова (1825 г.). Однако к работам не приступили, а в 1827 г. предполагаемая перестройка была отменена вовсе. Указ, изданный по этому поводу Николаем I, гласил: «Отменяя предположенную перестройку павильона при каменной катальной горе в Ораниенбауме, повелеваю: отпущенные на то в 1818 году пятьдесят тысяч рублей и приобретенные на них проценты, обратить на построение дома для псовой и егерской охоты, по избрании удобного сему места в окрестностях Петергофа».
Уже в 1785 г. архитектор Иван Ситников производил реставрацию горки, а в конце XVIII в. ремонтные работы проводил архитектор Иван Фок. Все это, однако, не приводило к желательным результатам. Сырость продолжала разрушать деревянные скаты, а также перекрытия и фундаменты колоннад, которые в 1813 г. и вовсе рухнули (разобраны они были в 1858 1861 гг.). Еще задолго до этого, в 1801 г., катание на горке прекратилось.
Участь Катальной горки была подобна судьбе ряда других построек Собственной дачи, которые из-за незначительности сумм, отпускаемых на их содержание, приходили в упадок.
Ринальди придавал Катальной горке огромное архитектурно-планировочное значение. Он связывал ее дорогой с Большим меншиковским дворцом и парадно оформлял подъем на территорию Собственной дачи. Туда должны были вести два всхода полукруглой лестницы, окаймленной балюстрадой со статуями. Подпорную стенку предполагалось декорировать нишами и статуями, а нижнюю площадку фигурным фонтаном. Балюстраду верхнего уступа должны были украсить вазы. Такой подход к Собственной даче со стороны Катальной горки не только подчеркнул бы значение горки в композиционном строе всего ансамбля, но и перекликался бы с решением лестницы Большого дворца.
В центре площади проектировался каменный обелиск. Его должен был завершить металлический вензель Екатерины II с короной. Пьедестал собирались украсить барельефом, изображающим коленопреклоненного Ринальди, преподносящего императрице проект Собственной дачи.
Семнадцать башенок-входов с внутренними лестницами соединяли нижнюю и верхнюю галереи. Средние части были акцентированы двухъярусными башнями, которые завершались куполом со звездой. Колоннады закруглялись, образуя площадь.
Скат начинался с галереи-террасы третьего этажа, от которой шел подъем на спусковую площадку. Она была расположена на высоте примерно 20 метров. Остальные три горки, высота которых последовательно уменьшалась, преодолевались за счет инерции движения. По обеим сторонам ската были сооружены крытые каменные колоннады-галереи протяженностью 532 метра. Их плоские крыши являлись верхними галереями для прогулок, огражденными балюстрадой; их украшали сотни декоративных ваз и скульптур.
Идея сооружения этих горок восходит к традиционному народному развлечению катанью с ледяных гор. При создании архитектурно-пространственных композиций монументальных гор зодчие решали проблему впервые, ибо у катальных гор не было архитектурного прообраза. Ораниенбаумская Катальная горка крупное и сложное сооружение, созданное Ринальди в Ораниенбауме. Она была и одним из самых своеобразных творений зодчего. К южному выступу павильона Катальной горки примыкал волнистый скат, состоявший из четырех горок. Он имел три колеи шириной более 6 метров, средняя из которых служила для катания. Коляски двигались по вырезанным колеям деревянных скатов. Боковые колеи предназначались для подъема колясок с помощью специальных приспособлений с блоками.
Катальная горка в Царском Селе, воздвигнутая в 1753 1757 гг. по проекту Растрелли и техническим расчетам механика А. К. Нартова, и в Ораниенбауме, построенная Ринальди в 1762 1774 гг., поражали архитектурным замыслом и размахом.
В конце XVIII в. о Катальной горке в Ораниенбауме И. Г. Георги писал: «Гора есть свод около 10 саж. вышины, имеющий в верху с галереею и увеселительным домиком, в коем находится шесть резною работою и позолотою украшенных одноколок, на подобие триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей, скат и вообще все так же, как было в Царском Селе. На каждой стороне ската есть покрытая колоннада, по коей вверху и внизу прогуливаться можно, и особливо вверху, не токмо вольный воздух, но и весьма приятный вид имеет».
В 1902 г. А. И. Успенский писал, что в найденных документах Государственного архива Министерства иностранных дел упоминается вместе с Голландским (Китайским) дворцом гора, которую строил, как и Китайский дворец, архитектор Ринальди. Графическим подтверждением авторства Ринальди является уже рассмотренный нами гравированный альбом ораниенбаумских построек Ринальди. Десять листов этого альбома посвящены Катальной горке.
В Словаре географическом Российского государства (1807 1808 гг.) ученый и литератор А. Щекатов писал: «В Ораниенбауме есть напреимущественнейшая в своем роде Катальная гора». Долгое время автором павильона Катальной горки считали Б.-Ф. Растрелли, и впервые это суждение было опровергнуто лишь в начале нашего столетия.
/ / / Катальная горка
Уважаемые жители и гости г. Ломоносова! Приглашаем Вас на экскурсии в наш Краеведческий музей.
Ночные Новогодние гуляния, конкурсы, песни, хороводы, фейерверки...
22 Апреля в Церкви Св. Иоанна пос. Мартышкино Ломоносовский р-н ул. Кирочная 14б Пройдёт Годовой отчётный концерт Ломоносовского Юношеского Хора.
Если у вас есть предложения или замечания о работе нашего сайта, вы можете отправить нам сообщение через .При полном или частичном копировании материалов сайта, гиперссылка на www.oranienbaum.org обязательна.
Катальная горка | «Ораниенбаум»
Комментариев нет:
Отправить комментарий